
Содержание
Таинство Крещения
С этого Таинства начинается жизнь православного христианина. Крещаемым (с 7 лет ), а также, крестным и родителям ребенка нужно пройти собеседование со священником, на котором вы сможете проверить, насколько хорошо знаете основы своей веры, задать вопросы и узнать о своих обязанностях. Собеседование будет проходить непосредственно перед совершением таинства.
Если кто-либо не желает готовиться к таинству, а хочет «просто крестить», следует задуматься — а нужно ли вам крещение? Совершение таинства над теми, кто не знаком с Евангельским учением, не имеет веры и желания быть христианином, лишено смысла. В случае с ребенком — его нужно приобщать к церковной жизни с первых дней после крещения.
О том, что крещаемый обязан знать основы вероучения, говорят древнейшие постановления Церкви — правила Святых Отцов и Святых Вселенских Соборов. В Евангелии от Марка есть слова Спасителя: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16)».
Совершается таинство бесплатно. Крещаемые могут внести добровольное пожертвование по желанию. Женщин нельзя крестить во время месячных и в течение сорока дней после рождения ребенка. Исключение — угроза жизни. Следует также заранее выбрать имя святого покровителя и запомнить дату его памяти.
Крестный родитель может быть один. Достаточно женщины для девочки и мужчины для мальчика. Взрослым людям, принимающим таинство Крещения, восприемники не нужны.
Что взять с собой
Паспорт, если крестится взрослый, или свидетельство о рождении ребенка вы можете отдать перед совершением таинства в церковную лавку. После совершения таинства вы заберете их с новым документом — свидетельством о Крещении. Документы требуются, чтобы сделать запись в храмовую книгу с подтверждением личности: кто, когда и кем был крещен. Эта книга хранится в храме и, при необходимости, всегда можно подтвердить, что человек действительно крещен.
Нательный крест с тесьмой или цепочкой вы можете приобрести у нас, в любом другом православном храме или даже в ювелирном магазине. Если крестик был приобретен не в церковной лавке, попросите священника освятить его.
Для погружения в крещальные воды мужчине нужно взять с собой плавки, женщине купальник, можно — сорочку (не крещальную). Младенцам ничего не нужно. Взрослые могут взять резиновые тапочки.
Крещальная одежда надевается священником на крещаемого после погружения. Это — святыня, которую христианин хранит всю жизнь.
Полотенце, чтобы отереться после погружения в крещальные воды. Конечно, оно должно быть новым и чистым.
Фото- и видеосъемка во время совершения таинства в нашем храме разрешена.
Кому нельзя стать крестными
- Отцу и матери крещаемого.
- Супругам (в том числе и будущим) друг другу.
- Подросткам до 14 лет.
- Душевнобольным.
- Не крещеным в Православной Церкви.
- Заочно. Крестным необходимо лично участвовать в таинстве Крещения.
- Крещеным, но отпавшим от веры через уклонение в сектантство, оккультизм и вольнодумство.
- Нераскаявшимся в смертных грехах. Например в блудном сожительстве или прелюбодеянии, богохульстве и отрицании христианских догматов, наркомании, попытках суицида, абортах и прочее. В грехах можно покаяться в таинстве Исповеди с твердым намерением более их не совершать. В этом случае крестным стать можно.

Таинство Миропомазания
Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого. Миропомазание дает возможность жить полноценной церковной жизнью, христианину лично подаются дары Святого Духа для духовной жизни, для личного общения с Богом.
При совершении Таинства миропомазания священник крестообразно помазывает новокрещенному человеку основные части тела, отвечающие за действия, чувства и способности: чело, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги — со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Святой Дух сходит на христианина и освящает его духовное и телесное естество — члены тела и органы чувств. Человек становится храмом Святого Духа. И крещение, и миропомазание мы принимаем, чтобы возродить в себе первозданный образ Божий, испорченный грехопадением.
Святой Симеон Солунский:
«Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, поврежденный в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы».

Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Помазание святым Миром не надо путать с помазанием освященным маслом, которое является одним из обрядов Таинства Крещения и совершается еще до погружения человека в купель. Это помазание символизирует примирение человека с Богом, поскольку масличная ветвь, принесенная голубем Ною после потопа, ознаменовала его конец и, соответственно, прекращение гнева Божиего.
Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей – по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. Это помазание означает просто благословение и для него используется масло из лампады, которая горит перед иконой праздника.

Таинство Исповеди
Исповедь — церковное таинство, в котором человек кается в своих грехах, а Господь их прощает. Это завершающий этап покаяния (раскаяния) человека в своих грехах. Власть прощать грехи от имени Господа священники имеют, как преемники апостолов. Сам Спаситель наделил своих служителей такой властью: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).
Перед тем, как прийти в храм на исповедь, необходимо испытать свою совесть: внимательно рассмотреть свою жизнь, постараться вспомнить все поступки, которыми мы огорчили Бога и ближних, раскаяться в них, обрести твердое намерение больше не совершать их и начать деятельное исправление своей жизни. Подготовиться к исповеди можно в храме непосредственно перед ее началом или дома перед отходом в храм; иногда полезно начать готовиться к ней накануне или даже за несколько дней. В первую очередь следует обратиться с молитвой к Богу, потому что без Его благодатной помощи глубокое раскаяние невозможно. Кающийся просит даровать ему не только видение своих грехов, но и решимость оставить прежний греховный образ жизни.
Можно высказать эту просьбу своими словами или воспользоваться теми молитвами, которые рекомендует Церковь. Среди них — «Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу», «Молебный канон ко Пресвятой Богородице», «Канон Ангелу-Хранителю», и другие. Эти последования есть во всех молитвословах. Молитвенная подготовка к исповеди может ограничиться и вдумчивым чтением молитвы «Отче наш».
Только убедившись в том, что в сердце не осталось обид, можно приступать к исповеди. Священник обращается к Богу с особыми молитвами о прощении грехов исповедующихся, после чего они по одному подходят к аналою (особый столик), на котором лежат Крест и Евангелие. Кающийся кратко, но исчерпывающе называет свои грехи, не углубляясь без необходимости в обстоятельства их совершения, тщательно избегая самооправдания и обличения других людей.

Таинство Причащения (Евхаристия)
Таинство причащения (Евхаристия), как и другие, установил Сам Христос, когда на Тайной Вечере — последней трапезе, накануне своих крестных страданий и смерти, «…взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28).
Сущность Таинства причащения состоит в том, что во время совершения Божественной Литургии пшеничный хлеб и виноградное вино силою и действием Святого Духа пресуществляются (превращаются), становятся истинным Телом Христовым и истинной Кровью Христовой и служат для принимающих их христиан подлинным духовным и телесным соединением со Христом: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем».
Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост – телесное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедоваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.
Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв.

Таинство Венчания
Чин Таинства складывается из двух частей — обручения и венчания. Первая часть подводит принимающих Таинство к его второй тайносовершительной части. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они скрепляют в храме перед всеми стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу обета своим благословением и молитвами. Желающие венчаться должны глубоко осознать, что расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Перед тем как обвести венчающихся вокруг аналоя, священник надевает на них венцы: вступая в брак, создавая семью, супруги создают не только свое маленькое «государство», но, главное, свою малую церковь, которая является частью единой Вселенской Православной Церкви. В этой церкви люди так же, как и в Церкви Вселенской, собрались, чтобы служить Богу, вместе идти к Нему и вместе спасаться. Муж является в этой малой церкви главой, образом Самого Христа Спасителя — Главы Церкви великой. Супруга и дети — помощники главы семейства-церкви во всех семейных трудах и делах.
Надев на жениха и невесту венцы, священник молитвенно обращается к Богу: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Священник произносит их трижды.
Существует благочестивая традиция для молодоженов — исповедаться и причаститься на литургии в день венчания. Этот обычай связан с тем, что в древности благословение супружеской пары происходило на Литургии. Если никак не получается причаститься в день венчания, сделать это надо накануне. Кроме этого, согласно правилам II и IV Вселенских и Лаодикийского соборов, во исполнение постановления Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011, перед совершением Таинства Венчания молодоженам необходимо пройти собеседование со священником.
Таинство брака – это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Поэтому важно приступить к нему подготовленным, собранным, чистым, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.
Таинство Венчания не совершается, если один из супругов (или оба)…
- называет себя неверующим и говорит, что пришел по настоянию супруга или родственников;
- не крещен;
- состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак. При этом нужно помнить, что Церковь не допускает вступление в брак более трех раз;
- брачующиеся состоят в кровном или духовном родстве.
В какие дни не совершается Венчание
- в течение всех четырех постов
- во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом
- на Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи
- в Святки – период от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января)
- по вторникам, четвергам и субботам, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня — 10, 11, 26 и 27 сентября.
Что взять с собой
- венчальные кольца;
- иконы Спасителя и Божией Матери;
- венчальные свечи;
- паспорта и свидетельство о браке.

Таинство Священства
Таинство Священства, или Хиротония, совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Другие шесть таинств Церкви имеет право совершать священник. Это же, седьмое, – только епископ. Еще оно называется Рукоположением, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан. В таинстве Священства Святой Дух дарует поставляемому особенную священническую благодать.
Для диакона – это служение при таинствах, помощь священнику и епископу. Для иерея (священника) – это возможность совершать шесть таинств Церкви. Священник совершает таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле. При архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви.
Происхождение Таинства Священства
Сам Господь установил его, выбрав среди Своих слушателей и последователей сначала двенадцать, а затем ещё семьдесят апостолов. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры. По своем Воскресении Христос является им и говорит: «Примите Духа Святаго; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Кому оставите грехи, тому оставятся, кому разрешите грехи, тому они разрешатся». Апостолы передали эту власть «оставлять и разрешать» священникам и епископам — своим преемникам.
Любое Таинство совершает сам Бог!
В каждом из них есть две стороны: видимая и невидимая. Первая включает в себя сам порядок чина, то есть слова и действия участников, вторая — духовное перерождение и обновление человека, в чём и есть смысл таинства.